X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Октябрь



Результаты мониторинга!

Важнейшим аспектом современной жизни становится родительское просвещение. Появляется множество самых разнообразный курсов, тренингов, онлайн консультаций и сайтов, которые имеют своей целью помочь в становлении и развитии родительских компетенций.

Национальная родительская ассоциация в 2019 году провела опрос, чтобы определить, каковы реальные потребности в приобретении «родительских» знаний, какие тематики и формы просвещения родителей востребованы.

Была разработана анкета, адресованная представителям родительского сообщества, с 16 вопросами - «Мониторинг общественного мнения на участие родителей в программах родительского просвещения. Родительству стоит учиться?».

Выборка составила - 3101 родитель по 68 регионам Российской Федерации.  Среди респондентов 94,2% составляли женщины, 5,8% мужчины. Были проанкетированы родители различных возрастов от «до 20 лет» (0,16%) и до «старше 56 лет» (2,74%).  Основная масса респондентов находилась в возрастном промежутке «от 31-40 лет» (51,50%),  на втором месте «от 41-55 лет» (34,92%) и на третьем «от 21 -30 лет» (10,67%). Большая часть (80,46%)  родителей состоят в браке, в разделе «холост/ не замужем» поставили отметку  9,90 % родителей, примерно столько же (9,64%) составили разведенные пары.

По количеству детей респонденты распределились следующим образом: 48,66% - двое детей, 23,8% - один ребенок, 21,93% - трое детей, 5,61% - четверо и более детей.

Далее следовал ряд вопросов, касающихся знаний респондентов в области воспитания детей.

На вопрос № 5 «Оцените уровень своих знаний в сфере воспитания детей» большинство (65,43%) поставили себе оценку «хорошо», 21,19% - «удовлетворительно», 12,77% - «отлично» и 0,61% родителей решили, что они плохо разбираются в вопросах воспитания детей и поставили оценку «неудовлетворительно».

Большинство родителей (80,33%) согласились с утверждением вопроса № 6, что «родительству нужно целенаправленно учиться, как и другим жизненно важным знаниям», остальные 19,67% выбрали другое утверждение – «специального получения знаний по родительству не нужно».

На вопрос № 7 о необходимости повышения уровня своих знаний и компетенций в сфере воспитания детей респонденты должны были ответить, используя пятибальную шкалу оценки, где 1 = «совсем не ощущаю» (3,71%), а 5= «ощущаю значительно» (21,67%).  Большая часть респондентов (35,47%) оценила свою потребность в знаниях на 3 балла, 4 балла поставили 29,76% респондентов и 2 балла - 9,38% респондентов.

Вопросом № 8 анкеты был исследован опыт повышения своей родительской компетентности родителями. Ответы были получены от 3098 респондентов и распределились следующим образом:

  • читаю время от времени отдельные книги и статьи - 59,26%;
  • постоянно изучаю специальные материалы для родителей - 16,24%;
  • посещаю специально организованные мероприятия, в том числе и он-лайн  - 4,65%;
  • нет, пока не доводилось - 19,85%.

Вопрос № 9 анкеты состоял из 12 подпунктов от «а» до «м» и был посвящен исследованию значимости для респондентов тематик курсов, которые оценивалась по пятибальной шкале, где 1 = «совсем не интересно», 5 = «очень интересно». Большая часть респондентов понимают, что учиться надо (70%) и оценивают тематики курсов на «5» баллов. Всего 4% родителей считаю перечисленные тематики неинтересными, 26% родителей оценили тематики на «3 и 2» балла. 

Результаты анкетирования по вопросу № 10 показали, что большинство респондентов (69,01%) готовы уделить 1-2 часа в неделю для повышения своих знаний в области воспитания детей, 19,38% смогут учиться по 3-6 часов в неделю, практически одинаковые показатели у тех, кто не готов уделять время для учебы (5,64%) и кто готов учиться более 6 часов в неделю (5,97%).

Вопрос № 11 предлагал выбрать наиболее подходящие 3 ответа из предложенных способов совершенствования себя как родителя. Наиболее популярным способом самосовершенствования (46,18%) оказалось чтение материала из Интернета. 35,67% родителей предпочитают в воспитании детей исходить только из собственного жизненного опыта. Чтением специальных научных и/или научно-популярных произведений воспользуются 34,96% родителей, 31,98% - готовы посещать специальные курсы/тренинги, 25,07% - готовы к очно-заочной форме (установочные лекции, консультации, онлайн обучение).  Не смогли оценить способ совершенствования себя как родителя 8,26%. Всего 39 человек (1,26%) остановились на ответе – «мне это вообще не нужно». Таким образом, более 90% родителей готовы учиться и совершенствовать свои родительские компетенции.

Ответы на вопрос № 12 о наиболее оптимальных форматах получения знаний по родительству разделились примерно на 4 равные группы: сайты - (25,99%), специализированные пособия (книги, журналы) – (25,67%), видеоуроки (онлайн-школа) – (22,67%), а также оффлайн школы (центры) родительского просвещения (17,32%) и  подписка в мессенджерах (8,77%).

На вопрос № 13 о готовности платить за повышение своих родительских компетенций 72,78% родителей ответили – «нет», а 27,22% готовы обучаться за счет собственных средств, при этом сумма платы за курс (законченный тематический блок) повышения своих родительских компетенций (вопрос № 14) должна составлять от 1000 до 5000 руб. (27,18%). Не готовы вообще платить 68,3% родителей. Остальные ответы разделились следующим образом: до 500 руб. – 0,13%, 500 руб. - 0,45%, до 1000 руб. – 1,13%, от 5000-10000 руб. – 1,03%, от 10000-15000 руб. – 0,42%. 

Вопрос № 15 предлагал родителям выбрать одно из четырех предложенных утверждений, касающихся повышения родительских компетенций. Большинство респондентов (64,82%) считают, что «Родительству стоит учиться, как и другим профессиональным и человеческим знаниям». В то же время примерно пятая часть опрошенных (21,90%) наоборот придерживаются мнения, что «Специальных целенаправленных курсов для родителей не нужно, в основе всего должен быть только жизненный опыт». С предложением, что «Обязательным условием подачи заявления в ЗАГС о регистрации брака должно быть свидетельство о том, что будущие супруги прошли курсы по подготовке к родительству» согласились 7,61%  родителей. При этом 5,68% имеют противоположное мнение и считают, что «Формирование «ответственного родительства» - форма вмешательства государства во внутренние дела семьи».

Дали  оценку значению просвещения родителей в социальной жизни (не более 3 вариантов ответа) 3101 респондент. Большее число голосов набрали два варианта: «Это способ вовлечь родителей в процессы образования и воспитания детей» - 58,05%, «Это способ профилактики семейного неблагополучия, повышения психологического комфорта в семьях» - 55,34%. Примерно в два раза меньше голосов получили утверждения: «Это эффективный и надёжный способ решения многих проблем общества и государства» - 28,51%, «Это возможность поддержать и помочь тем родителям, которые и так что-то знают и умеют» - 26,41%. Остальные 10,51% не смоги дать оценку значению просвещения родителей в социальной жизни.

Таким образом, анкетирование показало, что родители заинтересованы в повышении своих родительских компетенций, готовы тратить на обучение 1-2 часа в неделю, однако большее их количество хотят обучаться бесплатно. Все предложенные темы для обучения не только были ими поддержаны, но и предложены новые темы. Это говорит о том, что проблем у родителей с воспитанием детей и своим личностным ростом в качестве «родителя-педагога» гораздо больше, чем предполагалось.

На это необходимо обратить особое внимание т.к. основная масса исследуемых семей представляет собой полную семью с двумя и более детьми, а значит, опыт воспитания у родителей уже есть. Они оценили свои знания в воспитании детей на оценку «хорошо», но тем не менее, 80,33% респондентов считают, что «родительству нужно целенаправленно учиться,

 

© 2014-2021 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020