X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение



Создание образовательного пространства для развития государственных языков в Республике Татарстан и родных языков народов, проживающих в Республике Татарстан

 

Ахметзянова Л.М. – начальник управления национального образования
Министерства образования и науки Республики Татарстан

Создание образовательного пространства для развития государственных языков в Республике Татарстан и родных языков народов, проживающих в Республике Татарстан

Особенностью Татарстана являются полиэтничность населения республики, где проживают представители более 173 национальностей. Общественное развитие Татарстана характеризуется тесным этнокультурным взаимовлиянием и взаимопроникновением традиций представителей проживающих на его территории народов.

В республике реализуются три государственные программы: «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014-2023 годы», «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 – 2022 годы», «Сохранение национальной идентичности татарского народа на 2014 – 2023 годы». Принята государственная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2023-2030 годы».

Совершенствование системы этнокультурного образования и воспитания, решающей актуальные вопросы изучении истории, культуры, национальных традиций и обычаев народов Республики Татарстан, внедрение эффективных технологий языкового образования в Республике Татарстан является одной из основных задач Министерства образования и науки Республики Татарстан, и данная работа носит системный характер.

Созданы условия для получения дошкольного, начального и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, (организовано обучение на 5 языках (русский, татарский, чувашский, удмуртский, марийский) а также условия для изучения родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного (7 языков являются предметом изучения (русский, татарский, чувашский, удмуртский, марийский, мордовский, иврит).

В отделениях воскресных школ обеспечивается изучение языка, культуры и традиций представителей еще 25 национальностей.

Безусловно, важное значение в республике мы уделяем русскому языку как государственному языку Российской Федерации. Для многонациональной республики русский язык выполняет особую функцию языка межнационального общения.

Сегодня всеобщая глобализация, повсеместная унификация и цифровизация требуют новых подходов, ставят перед нами новые задачи. В первую очередь – это разработка и внедрение практико-ориентированных программ, основанных на лингво-культурологических подходах с применением коммуникативных технологий.  Именно такие программы по родному татарскому языку, по татарскому языку – как государственному языку РТ разработаны и включены в федеральный реестр образовательных программ в текущем году. Проходят экспертизу программы по родной татарской литературе.  

Начинаем реализацию включенных в реестр программ по чувашскому, удмуртскому, мокшанскому и эрзянскому языкам.

Продолжится работа по разработке учебников нового поколения как по родному татарскому, так и по государственному татарскому языку. Организована работа по включению в федеральный перечень переведенных на татарский язык изданий.

На особом внимании - дошкольные образовательные организации. С целью расширения языковой среды и внедрения инновационных технологий приобретены учебно-методические комплекты, художественная литература, настольные игры и интерактивное оборудование для кабинетов родного языка детских садов республики.

 Развитие средств массовой коммуникации меняет контекст языковых процессов, расширяет функциональную сферу языков: на лидирующие позиции выходят языки новых прорывных технологий. Осознавая это проводится работа по созданию таких интерактивных проектов на татарском языке, как локализация современных операционных систем, разработка электронного корпуса татарского языка, виртуальной клавиатуры на татарском языке, словарей для мобильных операционных систем. Разработан и открыт для свободного пользования русско-татарский машинный переводчик «Tatsoft», русско-татарская языковая пара представлена в системе профессионального перевода «Smartcat».

Широкое применение нашли созданные и постоянно пополняемые детская мультимедийная библиотека «Бала», электронная школьная энциклопедия «Татар иле», большой электронный свод «Tatzet», которые стали значимым современным ресурсом для размещения актуальных материалов в области изучения татарского языка, истории, культуры.

По инициативе Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова в ноябре 2018 года осуществлен запуск круглосуточного детского телеканала на татарском языке «ШАЯН ТВ».

В серьезной проработке нуждается внедрение системы электронного обучения родному языку.  С 2013 года за счет республиканского бюджета функционирует онлайн школа дистанционного обучения татарскому языку «Ана теле». Организована работа по формированию регионального контента на платформах «СберКласс», «Открытая школа» по изучению родного татарского языка.

Программы, учебники, технологии – это все инструменты в решении задач.  Стержнем образования, его ключевым звеном на все времена остается – учитель, и нынешний год нам это еще раз доказал.

Именно креативно мыслящие, творческие, умеющие гореть и зажигать, использующие новейшие технологии учителя, современное образовательное пространство –  основа образования будущего, модель которого мы видим в наших полилингвальных образовательных комплексах «Адымнар», обеспечивающих конкурентоспособное образование на русском, татарском и английском языках.

Сегодня на базе Высшей школы национальной культуры и образования им. Габдуллы Тукая Казанского (Приволжского) федерального университета идет подготовка би- и полилингвальных кадров, за счет республиканского бюджета обучаются 386 человек.

С целью повышения статуса учителей родных языков, распространению их педагогического опыта направлены всероссийский конкурс мастер-класса учителей родных языков «Туган тел» и всероссийский конкурс «Лучший учитель татарского языка и литературы», которые проводятся в рамках Программы и где принимают участие, в том числе, и учителя из регионов России.

Актуальным является и вопрос повышения престижа школ с родным языком обучения, стимулирования повышения качества обучения на родном языке. С целью их поддержки проводятся республиканские конкурсы на присуждение Грантов.

Сохранению языкового многообразия направлены мероприятия научного, культурного и образовательного характера: международные олимпиады по татарскому и русскому языкам, республиканские олимпиады по родным языкам, фестивали школьных театров и воскресных школ, слет учащихся школ с этнокультурным компонентом, конкурсы исследовательских работ, языковые лагеря и другие.

Важным направлением является исполнение конституционного обязательства республики по содействию в сохранении и развитии татарского языка, культуры, идентичности татар за пределами Татарстана. В настоящее время в 26 субъектах татарский язык изучается в рамках учебных планов, в семи субъектах работают школы выходного дня по изучению языка, культуры, истории татарского народа. Для оказания методической поддержки учителей татарского языка субъектов РФ в регионах проводятся Дни татарского просвещения, межрегиональные семинары, курсы повышения квалификации, вебинары. Образовательным организациям с татарским языком обучения безвозмездно передаются учебники и художественная литература.

В четыре года один раз проводится Всероссийский съезд учителей татарского языка.

Если для учителей школ с татарским этнокультурным компонентом образования других регионов Татарстан является наставником, моральной и профессиональной поддержкой, то для учителей родных языков организовано сотрудничество с образовательными организациями Чувашии, Удмуртии, Мари-Эль и Мордовии.

Мы уверены, что объявление 2021 года - Годом родных языков и народного единства в Республике Татарстан еще раз обратит нашего общества на значимость родных языков, трансляции родной культуры, сохранения многообразия нашего многонационального народа, которые являются основой сохранения межнационального согласия и мира.

 

© 2014-2021 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020