В статье дано содержание программы для обучения родителей основам семейного права, а также пример мероприятий, рекомендуемых к проведению и список литературы для закрепления тем.
Занятие 1.
Лекция «Базовые понятия в сфере семейного права»
Семья. В социологическом смысле семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны между собой общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
В юридическом смысле семья – круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью.
Система прав и обязанностей. Объект правовой охраны. Основания возникновения семейных отношений.
Член семьи. В соответствии с Семейным кодексом РФ: супруги, родители и дети, усыновители и усыновленные (ст. 2 СК РФ). Близкие родственники – родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры (ст. 14 СК РФ).
В соответствии с Жилищным кодексом РФ: проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с Налоговым законодательством РФ: члены семьи и близкие родственники не отличаются (доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями между членами семьи и (или) близкими родственниками, кроме полученных по гражданско-правовым и трудовым договорам, налогом не облагаются (п. 5 ст. 208 НК РФ)).
В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ: супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (ст. 5 УПК РФ).
Ребенок – лицо до достижения им возраста 18 лет. Малолетний ребенок – несовершеннолетний до 14 лет.
Брак - это юридически оформленный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для супругов личные и имущественные права и обязанности.
Задание для самостоятельного выполнения
Закрепление изученных понятий с использованием рекомендованной литературы.
Занятие 2.
Лекция «Семейное право и основные начала семейного законодательства»
Семейное право - совокупность правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми на основе брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.
Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.
Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Предметом семейного права являются общественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей на воспитание в семью.
Задание для самостоятельного выполнения
Закрепление изученного материала с использованием рекомендованной литературы.
Занятие 3.
Лекция «Система семейного права»
Система семейного права – это последовательная совокупность правовых институтов, регулирующих определенную часть семейных отношений. Правовые институты семейного права – обособленный комплекс семейно-правовых норм, регулирующих определенные группы однородных семейных отношений:
- порядок и условия заключения и расторжения брака;
- личные и имущественные отношения между супругами;
- отношения между родителями и детьми; усыновление (удочерение);
- отношение к опеке и попечительству; приемная семья и т.д.
Система семейного права состоит из двух частей. Первая часть – Общая и вторая часть – Особенная. Общая часть содержит нормы, которые регулируют все институты Особенной части.
Задание для самостоятельного выполнения
Закрепление изученного материала с использованием рекомендованной литературы.
Занятие 4.
Лекция «Отношения, регулируемые семейным законодательством»
Семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задание для самостоятельного выполнения
Закрепление изученного материала с использованием рекомендованной литературы.
Занятие 5.
Лекция «Источники семейного права. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права»
Международные источники семейного права
- Декларация о правах ребенка от 20 ноября 1959 г.
- Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.).
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейская социальная хартия от 18 октября 1961 г.
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 г.
- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (вступила в силу 19 мая 1994 г., для Российской Федерации 10 декабря 1994 г.)
Российские источники семейного права
- Конституция Российской Федерации. Статья 38.
- Семейный кодекс Российской Федерации.
- Федеральные законы (с изменениями и дополнениями):
- от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»
- от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»;
- от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
- от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Указы Президента Российской Федерации:
- от 01 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»;
- от 29 мая 2017 г. № 240 «об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
- от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Законы субъектов Российской Федерации.
- Подзаконные нормативные акты.
- Международные договоры, заключённые Российской Федерацией (двусторонние международные соглашения в области семейного права с Албанией, Азербайджаном, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грузией, Ираном и другими государствами).
Деловая игра «Работа с правовыми документами»
Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, получать от родителей заботу и надлежащее воспитание. При этом способы воспитания должны исключать грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (Семейный кодекс РФ).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. При этом родители свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся с развивающимися способностями ребенка (Конвенция о правах ребенка п.2, ст.14).
Обладающие родительскими правами лица несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (Семейный Кодекс РФ ст. 63).
Вопросы:
Какие методы и средства воспитания выбирают родители?
Что может стать итогом выбранных методов?
Задание для самостоятельного выполнения
Изучение основополагающих документов – источников семейного права.
Занятие 6.
Лекция «Особенности и виды семейных правоотношений»
Особенности и виды семейных правоотношений:
- субъектами могут быть только граждане. В их число входят супруги, родители или лица, их заменяющие (усыновители, опекуны, попечители), дети (в том числе усыновленные), другие члены семьи в случаях, прямо предусмотренных СК РФ (дедушка, бабушка, внуки, родные братья и сестры, отчим, мачеха, пасынок, падчерица);
- семейные правоотношения являются длящимися и связывают между собой близких людей;
- участники строго индивидуализированы;
- неотчуждаемость семейных прав и обязанностей. Семейные права и обязанности не передаются ни в порядке универсального правопреемства, ни по соглашению сторон (т.е. их нельзя подарить, завещать, продать, уступить другому лицу);
- семейные правоотношения являются личными и лишь затем имущественными. Имущественные отношения всегда связаны с личными и непосредственно вытекают из них;
- лично-доверительный характер, так как главное место в них занимают личные связи членов семьи. Личный характер взаимоотношений между членами семьи накладывает особый отпечаток на возникающие между ними имущественные отношения.
Виды семейных правоотношений
- брачные правоотношения (отношения между супругами);
- родительские правоотношения (правоотношения между родителями и детьми);
- правоотношения по поводу воспитания и материального содержания;
- правоотношения только по воспитанию;
- правоотношения только по поводу материального содержания.
Задание для самостоятельного выполнения
Закрепление изученного материала с использованием рекомендованной литературы.
Занятие 7.
Лекция «Права ребенка»
Общая характеристика прав ребенка в соответствии с российским и международным законодательством.
Личные права несовершеннолетних детей:
- право ребенка жить и воспитываться в семье (п. 2 ст. 54 СК РФ);
- право ребенка на общение с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);
- право ребенка на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ);
- право ребенка выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);
- право ребенка на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).
Имущественные права несовершеннолетних детей:
- на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, установленных разделом V СК РФ;
- собственности на доходы, полученные им; имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на его средства.
- родители не имеют права собственности на имущество своих детей, так же, как и дети на имущество родителей. При совместном проживании детей и родителей, они владеют и пользуются имуществом друг друга по взаимному согласию.
- при возникновении общей собственности родителей и детей она является долевой, а не совместной, как у супругов. Объем правомочий родителей и детей по владению, пользованию и распоряжению их общей собственностью определяется гражданским законодательством.
Праванесовершеннолетних в сфере охраны здоровья:
Статья 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Права ребенка в области образования:
- на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования;
- выражать своё мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения;
- на уважение и свободное выражение своих мнений и убеждений;
- на перевод в другое образовательное учреждение;
- на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей.
Защита прав ребенка. Лица и органы, осуществляющие защиту прав ребенка. Ответственность за нарушение прав ребенка.
Деловая игра 1 «Какие права детей нарушены?»
Участники делятся на 2 команды.Участникам будут описаны ситуации из жизни. Из списка, предложенных участникам прав они должны выбрать, какие права были нарушены в данных ситуациях. Ситуации будут зачитываться поочередно для каждой команды.
- В больнице ребенку перелили зараженную кровь. (право на жизнь)
- 15-летнему подростку запретили посещать церковь. (право на свободу мысли и религии)
- Учительница прочитала записку, адресованную школьнику. (право на тайну переписки)
- 14-летнему подростку разрешили участвовать в боях. (до 15 лет не принимают участие в военных действиях)
- 17-летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище. (равные права всех детей вне зависимости от пола)
- После развода родителей мама запрещает своему ребенку общаться с отцом. (право ребенка на общение с родителями и другими родственниками)
Деловая игра 2 «Какие права детей и родителей нарушены?»
Участникам будут описаны ситуации из детских сказок. Из этого же списка они должны выбрать, какие права были нарушены в данных ситуациях. Ситуации будут зачитываться поочередно для каждой команды.
Вопросы:
- Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (право на жизнь)
- Почему обитатели двора сказки Андерсена «Гадкий утенок» обижали гадкого утенка? Какое право они нарушали? (он был не похож на других, право на индивидуальность)
- Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (право на неприкосновенность жилища)
- Каким правом пользовалась лягушка в сказке «Лягушка-путешественница»? (право на свободное передвижение)
- Какие права нарушили братья в сказке «Иван Царевич и Серый Волк»? (право на жизнь и личную неприкосновенность)
- Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? (похищение детей, право жить со своими родителями и не разлучаться с ними)
- Какое право Царевны нарушил Кащей Бессмертный, увезя ее к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке «Царевна Лягушка»? (вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)
- Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (право на личную неприкосновенность)
- Каким правом воспользовался купец, решив отправиться по торговым делам за тридевять земель в сказке Аксакова «Аленький цветочек»? (право на свободное передвижение)
- Какое право нарушила Снежная Королева, когда похитила Кая? (право жить со своими родственниками, ст. похищение детей)
Задание для самостоятельного выполнения
Самостоятельное проведение анализа соблюдения прав ребенка в своей семье.
Занятие 8.
Лекция «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и интересов»
Основные права и обязанности родителей, связь прав и обязанностей родителей.
Личные права и обязанности родителей:
- Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). Приемы и способы воспитания выбирают сами родители.
- Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, включая и близких родственников ребенка (п. 1 ст. 63 СК РФ).
- Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). При этом родители не вправе причинять вред психическому и физическому здоровью своих детей и их нравственному развитию ( п. 1 ст. 65 СК РФ).
- Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).
- Родители, с учетом мнения детей, имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).
- Родители имеют право и обязаны защищать интересы своих детей без специальных на то полномочий (п. 1 ст. 64 СК РФ).
- Родители имеют право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основаниях закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ).
- Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 СК РФ), а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать реализации этого права.
- Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о нем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других (п. 4 ст. 66 СК РФ).
Алиментные обязательства родителей и детей.
- Алиментные обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Размер алиментов.
- Алименты на нетрудоспособных совершеннолетних детей.
- Обязанности совершеннолетних детей по содержанию своих родителей.
- Соглашение об уплате алиментов.
Деловая игра «Права и обязанности родителей и детей»
На столах лежат флажки. Педагог будет задавать вопросы, участники, если знают ответ, поднимают флажок. Участники делятся на 2 команды. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит ко второй команде.
Вопросы:
- Как называется основной документ по правам ребенка, принятый 44 сессией Генеральной Ассамблеей ООН? (Конвенция о правах ребенка)
- В каком году принята Конвенция о правах ребенка? (1989 г.)
- В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (0–18 лет)
- На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (на родителей)
- Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (правом и обязанностью)
- С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельные решения? (с 3 лет)
- Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей? (оба родителя).
Задание для самостоятельного выполнения
Самостоятельное проведение анализа исполнения родительских обязанностей в своей семье.
Занятие 9.
Лекция «Ответственность за нарушение прав детей»
Лишение родительских прав. Ограничение в родительских правах. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью. Административная и уголовная ответственность.
Восстановление в родительских правах.
Судебная защита семейных прав.
Полномочия органов опеки и попечительства.
Деловая игра «Права детей и родителей в литературе»
Участники делятся на 2 команды. Каждой команде по очереди будут предлагаться короткие отрывки или фразы из литературных произведений.
Участникам надо назвать:
- литературное произведение, из которого дан отрывок и автора (если таковой известен)
- назвать статью Конвенции о правах ребенка, которая, по мнению участников, подходит к данному литературному произведению. Статьи Конвенции лежат у участников на столах.
Например:
1. И вдруг какой-то маленький мальчик крикнул: А король-то голый! – Ах, послушайте, что говорит невинное дитя! – сказал его отец. – Ребенок есть ребенок. Он всегда для своей должности годится, значит, он говорит правду. (Г. Х. Андерсен, «Новое платье короля»)Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. - Ребенок может думать совсем не так, как взрослые, и все, что думает, высказывать вслух или написать. Но в статье есть оговорка: ребенок может выражать свое мнение, если при этом он никого не оскорбляет.
2. Допьяна гонца поят. И в суму его пустую, суют грамоту простую. И привез гонец хмельной в тот же день приказ такой: «Царь велит своим боярам, времени не тратя даром, и царицу, и приплод тайно бросить в бездну вод». (А. С. Пушкин, «Сказка о Царе Салтане»)
Статья 16. Ни один человек не может быть объектом незаконного посягательства на его честь и репутацию, человек имеет право на тайну корреспонденции. - Другими словами: никто не имеет право читать чужие письма. Переписка двух людей – это их тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну. Вообще всегда считалось, что порядочный человек никогда не станет подглядывать, подслушивать и читать чужие письма. Вот и в сказке о царе Салтане те, кто нарушил тайну переписки, были наказаны.
3. - Матушка, сёстры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал? - Ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце? (Ш. Перро «Золушка»)
Статья 31. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях. Иными словами, ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Все дети очень любят играть. Но не всегда некоторые взрослые понимают детей и считают, что детские игры – это пустяки. Но не стоит забывать, что дети дошкольного возраста развиваются через игру.
Задание для самостоятельного выполнения
Закрепление изученного материала с использованием рекомендованной литературы.
Список рекомендованной литературы:
1. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник.- М.: Юрист, 2009.2. Афанасьева И.В. Семейно-правовая защита интересов несовершеннолетних при неисполнении родительских обязанностей по их воспитанию и содержанию // Семейное и жилищное право. 2014. № 5. С. 3-6.
3. Беспалов Ю.Ф. Семейные правоотношения с участием ребенка // Семейное и жилищное право. 2015. № 1. С. 3-7.
4. Боровик Н.В., Рожков А.Ю. Современное состояние прав и обязанностей несовершеннолетних в семейно-правовых отношениях // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 3. С. 145-149.
5. Булатецкая А.Ф. Права и обязанности родителей по семейному праву России // Научная палитра. 2014. № 3 (5). С.
6. Бурдо Е.П. Общая характеристика и особенности реализации прав и обязанностей родителей по воспитанию несовершеннолетних детей в семейном законодательстве РФ // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 4. С. 19-21.
7. Вавильченкова С. Е. Правовое регулирование в сфере защиты материнства, детства и семьи в Российской Федерации и за рубежом // Современное право. - 2012. - N 1. - С. 65-68.
8. Ваш ребенок и его права: закон и мораль // разработка темы, советы и рекомендации юриста А. Н. Тарасенковой. М., 2012. Сер. 2012. Вып. 15
9. Воронцов А.Л., Воронцова Е.В. Роль семейного законодательства в укреплении семейных ценностей // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2014. № 2. С. 51-55.
10. Гацолаева А.Х., Мисиков С.А. Забота о детях и их воспитании в системе конституционных обязанностей родителей // В сборнике: Фундаментальные проблемы науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 115-120.
11. Голубчикова А.А. Права и обязанности родителей в Российской Федерации // В сборнике: Права человека: история, теория, практика Всероссийская научно-практическая конференция: Сборник научных статей. Юго-Западный государственный университет. 2015. С. 140-144.
12. Гришина И.И. Семейное право: Учебное пособие. – М.: Городец, 2005.
13. Гомола А.И. Гражданское право: Учеб. Для средних професс. заведений. – М.: Академия, 2010.
14. Гомола, А. И. Семейное право / А.И. Гомола, И.А. Гомола, Е.Н. Саломатов. - М.: Академия, 2011. - 128 c.
15. Давыдова Д.А., Кравченко И.А. Права и обязанности родителей по защите прав ребенка // В сборнике: Современное общество: научный взгляд молодых сборник статей и тезисов докладов XI международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. 2015. С. 317-318.
16. Давыдова Ю.Х. Современное состояние правовых институтов по защите прав несовершеннолетних детей в России // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 6-2. С. 201-203.
17. Доржиева, С. В. Приемная семья: прошлое, настоящее, будущее : монография В. Доржиева. - М. : Проспект , 2018. – 208 с.
18. Керамова С.Н. К вопросу о конституционно-правовом статусе ребенка в Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. 2015. № 4. С. 59-63.
19. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический) (постатейный) / О.Г. Алексеева, Л.В. Заец, Л.М. Звягинцева и др.; под ред. С.А. Степанова. Москва: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2015. 352 с.
20. Корнеева, И. Л. Семейное право : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. Л. Корнеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 361 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).
21. Краснова Т.В. Совершенствование норм об ответственности родителей за воспитание детей в контексте мер по укреплению правовой защищенности семьи в России // Крымский научный вестник. 2015. № 5-3. С. 120-140.
22. Кружалова Л.В., Морозова И.Г. Справочник юриста по семейному праву. – Спб.: Питер Пресс, 2007.
23. Кукина Т.Е. Права и обязанности родителей и иных законных представителей в новом Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» // В сборнике: Современность и наследие: экономические, образовательные и социально-культурные аспекты развития России Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Волгоград, 2014. С. 103.
24. Лемеш К.И. Обзор нормативно-правовых актов в сфере семейного права Российской Федерации // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. 2016. № 2. С. 51-59.
25. Летова Н.В. Специальная правоспособность и правовой статус ребенка [Текст] / Н. В. Летова // Государство и право. – 2015. – № 9. – С. 72-78.
26. Летова Н.В. Семейный статус ребенка. Проблемы теории и практики [Текст] / Н. В. Летова. – М. : Проспект, 2018. – 144 с.
27. Логвинова М.С. К вопросу об обязанности родителей воспитывать своих детей // Эволюция государственно-правовых систем современности: материалы научно-практической конференции, 21 марта 2012 г., г. Абакан. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова», 2012. С. 103-104.
28. Макарова Е.А. Забота о нетрудоспособных родителях как конституционная обязанность совершеннолетних детей // Правовед: межвузовский научный сборник. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2014. Вып. 10. С. 134-137.
29. Малькевич М.С. Воспитание ребенка как право и обязанность родителя // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 3 (98). С. 150-153.
30. Мезина Д.К. Права и обязанности родителей и детей // В сборнике: Актуальные проблемы социально-экономического развития СКФО Сборник научных трудов по материалам региональной научно-практической конференции СтГАУ. Ставропольский государственный аграрный университет. 2015. С. 101-104.
31. Наш мир и наши права. Что нужно знать о правах человека школьникам младших и средних классов: пособие для учителей, разработанное Amnestu International. — Москва : КомпасГид, 2013. — 160 с.
32. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций.- М.: Юрист, 2007.
33. Нечаева А.М. Интересы ребенка как объект семейно-правовой защиты [Текст] / А. М. Нечаева // Государство и право. – 2012. – № 1. – С. 77-85.
34. Никулина О.М. Права ребенка на семейное воспитание // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13. № 3-2. С. 474-479.
35. Остер, Григорий Бенционович. Права детёнышей: перевод Конвенции о правах ребёнка на детский язык / Г. Б. Остер; худож. А. Мартынов. — Москва : Планета детства, 2012. — 44 с.
36. Пчелинцева Л.М. Семейное право. – М: Норма, 2007.
37. Певцова И. Е. Конституционно-правовой механизм обеспечения права ребенка на семью // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 12. С. 63-65
38. Рыбкина, Л. Н. Я – ребёнок, я – человек: беседа о правах детей для 5-7 кл. / Л. П. Рыбкина, О. И. Коваль // Читаем, учимся, играем. – 2015. – №3. – С. 4-6.
39. Семейное право [Текст] : учеб.для вузов.. / Н. М. Коршунов [и др.]; под ред. П. В. Алексия, А. Н. Кузбагарова, О. Ю. Ильиной, 2015. - 334 с.
40. Семейное право: учебник / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2016.
41. Серебрякова А. А. О субъектах семейного права [Текст] / А. А. Серебрякова // Рос.юстиция. – 2012. – № 7. – С. 8-10.
42. Сочнева О.И. Интересы ребенка и осуществление родительских прав отдельными категориями родителей // Социально-юридическая тетрадь. 2012. № 2. С. 148-164.
43. Тарасенкова А.Н. Ваш ребенок и его права: закон и мораль. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2012. Вып. 15. 160 с.
44. Тарасенкова А.Н. Труд детей и подростков: что говорит закон. М.: Редакция «Российской газеты», 2015. Вып. 21. 128 с.
45. Трофимец И.А. Онтология брака: российские и зарубежные учения [Текст] / И. А. Трофимец // Государство и право. – 2012. – № 12. – С. 59-68.
46. Трофимова Г.А. Забота о ребенке: проблемы гарантирования конституционной нормы // Адвокат. 2015. № 4. С. 64-69.
47. Трофимова М.Н. Конституционная обязанность родителей заботиться о детях в Российской Федерации: понятие и содержание // В сборнике: Актуальные проблемы юриспруденции в современной России сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. под ред. Н.В. Иванцовой, Н.М. Швецова. Йошкар-Ола, 2015. С. 562-566.
48. Усачёв, Андрей Алексеевич. Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых / А. А. Усачёв; ил. Т. Кормер. — Москва: ЭКСМО, 2012. — 72 с. - (Другой, другие, о других. Детский проект Людмилы Улицкой).
49. Хаметдинова Г.Ф. Основания ответственности родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних за неисполнение обязанностей по их содержанию и воспитанию // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 1 (27). С. 98-107.
50. Царев А.М. Права и обязанности родителей по содержанию детей // Вестник магистратуры. 2015. № 12-4 (51). С. 69-70.
51. Черничкина Г.Н. Семейное право: Учебное пособие.-М., 2010.
52. Шакирова М.Л. Осуществление родительских прав и исполнение обязанностей: некоторые актуальные вопросы правого регулирования // Правовое государство: теория и практика. 2015. Т. 3. № 41. С. 96-101.
53. Юрина А.В. Субъекты защиты прав ребенка в Российской Федерации // Современное право. 2016. № 6. С. 73 - 77.