X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение



Основы семейного права для родителей

В статье дано содержание программы для обучения родителей основам семейного права, а также пример мероприятий, рекомендуемых к проведению и список литературы для закрепления тем.

Занятие 1.

Лекция «Базовые понятия в сфере семейного права»

Семья. В социологическом смысле семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны между собой общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

В юридическом смысле семья – круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью.

Система прав и обязанностей. Объект правовой охраны. Основания возникновения семейных отношений.

Член семьи. В соответствии с Семейным кодексом РФ: супруги, родители и дети, усыновители и усыновленные (ст. 2 СК РФ). Близкие родственники – родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры (ст. 14 СК РФ).

В соответствии с Жилищным кодексом РФ: проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии с Налоговым законодательством РФ: члены семьи и близкие родственники не отличаются (доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями между членами семьи и (или) близкими родственниками, кроме полученных по гражданско-правовым и трудовым договорам, налогом не облагаются (п. 5 ст. 208 НК РФ)).

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ: супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (ст. 5 УПК РФ).

Ребенок – лицо до достижения им возраста 18 лет. Малолетний ребенок – несовершеннолетний до 14 лет.

Брак - это юридически оформленный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для супругов личные и имущественные права и обязанности.


Задание для самостоятельного выполнения

Закрепление изученных понятий с использованием рекомендованной литературы.

 

Занятие 2.

Лекция «Семейное право и основные начала семейного законодательства»

Семейное право - совокупность правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми на основе брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.

Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Предметом семейного права являются общественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей на воспитание в семью.


Задание для самостоятельного выполнения

Закрепление изученного материала с использованием рекомендованной литературы.

 

Занятие 3.

Лекция «Система семейного права»

Система семейного права – это последовательная совокупность правовых институтов, регулирующих определенную часть семейных отношений. Правовые институты семейного права – обособленный комплекс семейно-правовых норм, регулирующих определенные группы однородных семейных отношений:

  • порядок и условия заключения и расторжения брака;
  • личные и имущественные отношения между супругами;
  • отношения между родителями и детьми; усыновление (удочерение);
  • отношение к опеке и попечительству; приемная семья и т.д.

Система семейного права состоит из двух частей. Первая часть – Общая и вторая часть – Особенная. Общая часть содержит нормы, которые регулируют все институты Особенной части.


Задание для самостоятельного выполнения

Закрепление изученного материала с использованием рекомендованной литературы.

 

Занятие 4.

Лекция «Отношения, регулируемые семейным законодательством»

Семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Задание для самостоятельного выполнения

Закрепление изученного материала с использованием рекомендованной литературы.

 

Занятие 5.

Лекция «Источники семейного права. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права»

Международные источники семейного права

  • Декларация о правах ребенка от 20 ноября 1959 г.
  • Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
  • Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.).
  • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейская социальная хартия от 18 октября 1961 г.
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 г.
  • Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (вступила в силу 19 мая 1994 г., для Российской Федерации 10 декабря 1994 г.)

Российские источники семейного права

  • Конституция Российской Федерации. Статья 38.
  • Семейный кодекс Российской Федерации.
  • Федеральные законы (с изменениями и дополнениями):
    • от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
    • от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»
    • от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
    • от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
    • от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»;
    • от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
    • от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Указы Президента Российской Федерации:
    • от 01 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»;
    • от 29 мая 2017 г. № 240 «об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
    • от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  • Законы субъектов Российской Федерации.
  • Подзаконные нормативные акты.
  • Международные договоры, заключённые Российской Федерацией (двусторонние международные соглашения в области семейного права с Албанией, Азербайджаном, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грузией, Ираном и другими государствами).

Деловая игра «Работа с правовыми документами»

Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, получать от родителей заботу и надлежащее воспитание. При этом способы воспитания должны исключать грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (Семейный кодекс РФ).

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. При этом родители свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся с развивающимися способностями ребенка (Конвенция о правах ребенка п.2, ст.14).

Обладающие родительскими правами лица несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (Семейный Кодекс РФ ст. 63).

Вопросы:

Какие методы и средства воспитания выбирают родители?

Что может стать итогом выбранных методов?


Задание для самостоятельного выполнения

Изучение основополагающих документов – источников семейного права.

 

Занятие 6.

Лекция «Особенности и виды семейных правоотношений»

Особенности и виды семейных правоотношений:

  1. субъектами могут быть только граждане. В их число входят супруги, родители или лица, их заменяющие (усыновители, опекуны, попечители), дети (в том числе усыновленные), другие члены семьи в случаях, прямо предусмотренных СК РФ (дедушка, бабушка, внуки, родные братья и сестры, отчим, мачеха, пасынок, падчерица);
  2. семейные правоотношения являются длящимися и связывают между собой близких людей;
  3. участники строго индивидуализированы;
  4. неотчуждаемость семейных прав и обязанностей. Семейные права и обязанности не передаются ни в порядке универсального правопреемства, ни по соглашению сторон (т.е. их нельзя подарить, завещать, продать, уступить другому лицу);
  5. семейные правоотношения являются личными и лишь затем имущественными. Имущественные отношения всегда связаны с личными и непосредственно вытекают из них;
  6. лично-доверительный характер, так как главное место в них занимают личные связи членов семьи. Личный характер взаимоотношений между членами семьи накладывает особый отпечаток на возникающие между ними имущественные отношения.

Виды семейных правоотношений

  • брачные правоотношения (отношения между супругами);
  • родительские правоотношения (правоотношения между родителями и детьми);
  • правоотношения по поводу воспитания и материального содержания;
  • правоотношения только по воспитанию;
  • правоотношения только по поводу материального содержания.


Задание для самостоятельного выполнения

Закрепление изученного материала с использованием рекомендованной литературы.

 

Занятие 7.

Лекция «Права ребенка»

Общая характеристика прав ребенка в соответствии с российским и международным законодательством.

Личные права несовершеннолетних детей:

  • право ребенка жить и воспитываться в семье (п. 2 ст. 54 СК РФ);
  • право ребенка на общение с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);
  • право ребенка на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ);
  • право ребенка выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);
  • право ребенка на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).

Имущественные права несовершеннолетних детей:

  • на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, установленных разделом V СК РФ;
  • собственности на доходы, полученные им; имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на его средства.
  • родители не имеют права собственности на имущество своих детей, так же, как и дети на имущество родителей. При совместном проживании детей и родителей, они владеют и пользуются имуществом друг друга по взаимному согласию.
  • при возникновении общей собственности родителей и детей она является долевой, а не совместной, как у супругов. Объем правомочий родителей и детей по владению, пользованию и распоряжению их общей собственностью определяется гражданским законодательством.

Праванесовершеннолетних в сфере охраны здоровья:

Статья 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Права ребенка в области образования:

  • на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования;
  • выражать своё мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения;
  • на уважение и свободное выражение своих мнений и убеждений;
  • на перевод в другое образовательное учреждение;
  • на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей.

Защита прав ребенка. Лица и органы, осуществляющие защиту прав ребенка. Ответственность за нарушение прав ребенка.


Деловая игра 1 «Какие права детей нарушены?»

Участники делятся на 2 команды.Участникам будут описаны ситуации из жизни. Из списка, предложенных участникам прав они должны выбрать, какие права были нарушены в данных ситуациях. Ситуации будут зачитываться поочередно для каждой команды.

  1. В больнице ребенку перелили зараженную кровь. (право на жизнь)
  2. 15-летнему подростку запретили посещать церковь. (право на свободу мысли и религии)
  3. Учительница прочитала записку, адресованную школьнику. (право на тайну переписки)
  4. 14-летнему подростку разрешили участвовать в боях. (до 15 лет не принимают участие в военных действиях)
  5. 17-летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище. (равные права всех детей вне зависимости от пола)
  6. После развода родителей мама запрещает своему ребенку общаться с отцом. (право ребенка на общение с родителями и другими родственниками)


Деловая игра 2 «Какие права детей и родителей нарушены?»

Участникам будут описаны ситуации из детских сказок. Из этого же списка они должны выбрать, какие права были нарушены в данных ситуациях. Ситуации будут зачитываться поочередно для каждой команды.

Вопросы:

  1. Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (право на жизнь)
  2. Почему обитатели двора сказки Андерсена «Гадкий утенок» обижали гадкого утенка? Какое право они нарушали? (он был не похож на других, право на индивидуальность)
  3. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (право на неприкосновенность жилища)
  4. Каким правом пользовалась лягушка в сказке «Лягушка-путешественница»? (право на свободное передвижение)
  5. Какие права нарушили братья в сказке «Иван Царевич и Серый Волк»? (право на жизнь и личную неприкосновенность)
  6. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? (похищение детей, право жить со своими родителями и не разлучаться с ними)
  7. Какое право Царевны нарушил Кащей Бессмертный, увезя ее к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке «Царевна Лягушка»? (вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)
  8. Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (право на личную неприкосновенность)
  9. Каким правом воспользовался купец, решив отправиться по торговым делам за тридевять земель в сказке Аксакова «Аленький цветочек»? (право на свободное передвижение)
  10. Какое право нарушила Снежная Королева, когда похитила Кая? (право жить со своими родственниками, ст. похищение детей)


Задание для самостоятельного выполнения

Самостоятельное проведение анализа соблюдения прав ребенка в своей семье.

 

Занятие 8.

Лекция «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и интересов»

Основные права и обязанности родителей, связь прав и обязанностей родителей.

Личные права и обязанности родителей:

  • Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). Приемы и способы воспитания выбирают сами родители.
  • Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, включая и близких родственников ребенка (п. 1 ст. 63 СК РФ).
  • Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). При этом родители не вправе причинять вред психическому и физическому здоровью своих детей и их нравственному развитию ( п. 1 ст. 65 СК РФ).
  • Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).
  • Родители, с учетом мнения детей, имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).
  • Родители имеют право и обязаны защищать интересы своих детей без специальных на то полномочий (п. 1 ст. 64 СК РФ).
  • Родители имеют право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основаниях закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ).
  • Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 СК РФ), а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать реализации этого права.
  • Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о нем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других (п. 4 ст. 66 СК РФ).

Алиментные обязательства родителей и детей.

  • Алиментные обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Размер алиментов.
  • Алименты на нетрудоспособных совершеннолетних детей.
  • Обязанности совершеннолетних детей по содержанию своих родителей.
  • Соглашение об уплате алиментов.

Деловая игра «Права и обязанности родителей и детей»

На столах лежат флажки. Педагог будет задавать вопросы, участники, если знают ответ, поднимают флажок. Участники делятся на 2 команды. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит ко второй команде.

Вопросы:

  1. Как называется основной документ по правам ребенка, принятый 44 сессией Генеральной Ассамблеей ООН? (Конвенция о правах ребенка)
  2. В каком году принята Конвенция о правах ребенка? (1989 г.)
  3. В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (0–18 лет)
  4. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (на родителей)
  5. Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (правом и обязанностью)
  6. С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельные решения? (с 3 лет)
  7. Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей? (оба родителя).


Задание для самостоятельного выполнения

Самостоятельное проведение анализа исполнения родительских обязанностей в своей семье.

 

Занятие 9.

Лекция «Ответственность за нарушение прав детей»

Лишение родительских прав. Ограничение в родительских правах. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью. Административная и уголовная ответственность.

Восстановление в родительских правах.

Судебная защита семейных прав.

Полномочия органов опеки и попечительства.

 

Деловая игра «Права детей и родителей в литературе»

Участники делятся на 2 команды. Каждой команде по очереди будут предлагаться короткие отрывки или фразы из литературных произведений.

Участникам надо назвать:

  • литературное произведение, из которого дан отрывок и автора (если таковой известен)
  • назвать статью Конвенции о правах ребенка, которая, по мнению участников, подходит к данному литературному произведению. Статьи Конвенции лежат у участников на столах.

Например:

1. И вдруг какой-то маленький мальчик крикнул: А король-то голый! – Ах, послушайте, что говорит невинное дитя! – сказал его отец. – Ребенок есть ребенок. Он всегда для своей должности годится, значит, он говорит правду. (Г. Х. Андерсен, «Новое платье короля»)

Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. - Ребенок может думать совсем не так, как взрослые, и все, что думает, высказывать вслух или написать. Но в статье есть оговорка: ребенок может выражать свое мнение, если при этом он никого не оскорбляет.

2. Допьяна гонца поят. И в суму его пустую, суют грамоту простую. И привез гонец хмельной в тот же день приказ такой: «Царь велит своим боярам, времени не тратя даром, и царицу, и приплод тайно бросить в бездну вод». (А. С. Пушкин, «Сказка о Царе Салтане»)

Статья 16. Ни один человек не может быть объектом незаконного посягательства на его честь и репутацию, человек имеет право на тайну корреспонденции. - Другими словами: никто не имеет право читать чужие письма. Переписка двух людей – это их тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну. Вообще всегда считалось, что порядочный человек никогда не станет подглядывать, подслушивать и читать чужие письма. Вот и в сказке о царе Салтане те, кто нарушил тайну переписки, были наказаны.

3. - Матушка, сёстры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал? - Ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце? (Ш. Перро «Золушка»)

Статья 31. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях. Иными словами, ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Все дети очень любят играть. Но не всегда некоторые взрослые понимают детей и считают, что детские игры – это пустяки. Но не стоит забывать, что дети дошкольного возраста развиваются через игру.


Задание для самостоятельного выполнения

Закрепление изученного материала с использованием рекомендованной литературы.


Список рекомендованной литературы:

1. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник.- М.: Юрист, 2009.

2. Афанасьева И.В. Семейно-правовая защита интересов несовершеннолетних при неисполнении родительских обязанностей по их воспитанию и содержанию // Семейное и жилищное право. 2014. № 5. С. 3-6.

3. Беспалов Ю.Ф. Семейные правоотношения с участием ребенка // Семейное и жилищное право. 2015. № 1. С. 3-7.

4. Боровик Н.В., Рожков А.Ю. Современное состояние прав и обязанностей несовершеннолетних в семейно-правовых отношениях // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 3. С. 145-149.

5. Булатецкая А.Ф. Права и обязанности родителей по семейному праву России // Научная палитра. 2014. № 3 (5). С.

6. Бурдо Е.П. Общая характеристика и особенности реализации прав и обязанностей родителей по воспитанию несовершеннолетних детей в семейном законодательстве РФ // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 4. С. 19-21.

7. Вавильченкова С. Е. Правовое регулирование в сфере защиты материнства, детства и семьи в Российской Федерации и за рубежом // Современное право. - 2012. - N 1. - С. 65-68.

8. Ваш ребенок и его права: закон и мораль // разработка темы, советы и рекомендации юриста А. Н. Тарасенковой. М., 2012. Сер. 2012. Вып. 15

9. Воронцов А.Л., Воронцова Е.В. Роль семейного законодательства в укреплении семейных ценностей // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2014. № 2. С. 51-55.

10. Гацолаева А.Х., Мисиков С.А. Забота о детях и их воспитании в системе конституционных обязанностей родителей // В сборнике: Фундаментальные проблемы науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 115-120.

11. Голубчикова А.А. Права и обязанности родителей в Российской Федерации // В сборнике: Права человека: история, теория, практика Всероссийская научно-практическая конференция: Сборник научных статей. Юго-Западный государственный университет. 2015. С. 140-144.

12. Гришина И.И. Семейное право: Учебное пособие. – М.: Городец, 2005.

13. Гомола А.И. Гражданское право: Учеб. Для средних професс. заведений. – М.: Академия, 2010.

14. Гомола, А. И. Семейное право / А.И. Гомола, И.А. Гомола, Е.Н. Саломатов. - М.: Академия, 2011. - 128 c.

15. Давыдова Д.А., Кравченко И.А. Права и обязанности родителей по защите прав ребенка // В сборнике: Современное общество: научный взгляд молодых сборник статей и тезисов докладов XI международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. 2015. С. 317-318.

16. Давыдова Ю.Х. Современное состояние правовых институтов по защите прав несовершеннолетних детей в России // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 6-2. С. 201-203.

17. Доржиева, С. В. Приемная семья: прошлое, настоящее, будущее : монография В. Доржиева. - М. : Проспект , 2018. – 208 с.

18. Керамова С.Н. К вопросу о конституционно-правовом статусе ребенка в Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. 2015. № 4. С. 59-63.

19. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический) (постатейный) / О.Г. Алексеева, Л.В. Заец, Л.М. Звягинцева и др.; под ред. С.А. Степанова. Москва: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2015. 352 с.

20. Корнеева, И. Л. Семейное право : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. Л. Корнеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 361 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).

21. Краснова Т.В. Совершенствование норм об ответственности родителей за воспитание детей в контексте мер по укреплению правовой защищенности семьи в России // Крымский научный вестник. 2015. № 5-3. С. 120-140.

22. Кружалова Л.В., Морозова И.Г. Справочник юриста по семейному праву. – Спб.: Питер Пресс, 2007.

23. Кукина Т.Е. Права и обязанности родителей и иных законных представителей в новом Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» // В сборнике: Современность и наследие: экономические, образовательные и социально-культурные аспекты развития России Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Волгоград, 2014. С. 103.

24. Лемеш К.И. Обзор нормативно-правовых актов в сфере семейного права Российской Федерации // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. 2016. № 2. С. 51-59.

25. Летова Н.В. Специальная правоспособность и правовой статус ребенка [Текст] / Н. В. Летова // Государство и право. – 2015. – № 9. – С. 72-78.

26. Летова Н.В. Семейный статус ребенка. Проблемы теории и практики [Текст] / Н. В. Летова. – М. : Проспект, 2018. – 144 с.

27. Логвинова М.С. К вопросу об обязанности родителей воспитывать своих детей // Эволюция государственно-правовых систем современности: материалы научно-практической конференции, 21 марта 2012 г., г. Абакан. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова», 2012. С. 103-104.

28. Макарова Е.А. Забота о нетрудоспособных родителях как конституционная обязанность совершеннолетних детей // Правовед: межвузовский научный сборник. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2014. Вып. 10. С. 134-137.

29. Малькевич М.С. Воспитание ребенка как право и обязанность родителя // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 3 (98). С. 150-153.

30. Мезина Д.К. Права и обязанности родителей и детей // В сборнике: Актуальные проблемы социально-экономического развития СКФО Сборник научных трудов по материалам региональной научно-практической конференции СтГАУ. Ставропольский государственный аграрный университет. 2015. С. 101-104.

31. Наш мир и наши права. Что нужно знать о правах человека школьникам младших и средних классов: пособие для учителей, разработанное Amnestu International. — Москва : КомпасГид, 2013. — 160 с.

32. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций.- М.: Юрист, 2007.

33. Нечаева А.М. Интересы ребенка как объект семейно-правовой защиты [Текст] / А. М. Нечаева // Государство и право. – 2012. – № 1. – С. 77-85.

34. Никулина О.М. Права ребенка на семейное воспитание // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13. № 3-2. С. 474-479.

35. Остер, Григорий Бенционович. Права детёнышей: перевод Конвенции о правах ребёнка на детский язык / Г. Б. Остер; худож. А. Мартынов. — Москва : Планета детства, 2012. — 44 с.

36. Пчелинцева Л.М. Семейное право. – М: Норма, 2007.

37. Певцова И. Е. Конституционно-правовой механизм обеспечения права ребенка на семью // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 12. С. 63-65

38. Рыбкина, Л. Н. Я – ребёнок, я – человек: беседа о правах детей для 5-7 кл. / Л. П. Рыбкина, О. И. Коваль // Читаем, учимся, играем. – 2015. – №3. – С. 4-6.

39. Семейное право [Текст] : учеб.для вузов.. / Н. М. Коршунов [и др.]; под ред. П. В. Алексия, А. Н. Кузбагарова, О. Ю. Ильиной, 2015. - 334 с.

40. Семейное право: учебник / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2016.

41. Серебрякова А. А. О субъектах семейного права [Текст] / А. А. Серебрякова // Рос.юстиция. – 2012. – № 7. – С. 8-10.

42. Сочнева О.И. Интересы ребенка и осуществление родительских прав отдельными категориями родителей // Социально-юридическая тетрадь. 2012. № 2. С. 148-164.

43. Тарасенкова А.Н. Ваш ребенок и его права: закон и мораль. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2012. Вып. 15. 160 с.

44. Тарасенкова А.Н. Труд детей и подростков: что говорит закон. М.: Редакция «Российской газеты», 2015. Вып. 21. 128 с.

45. Трофимец И.А. Онтология брака: российские и зарубежные учения [Текст] / И. А. Трофимец // Государство и право. – 2012. – № 12. – С. 59-68.

46. Трофимова Г.А. Забота о ребенке: проблемы гарантирования конституционной нормы // Адвокат. 2015. № 4. С. 64-69.

47. Трофимова М.Н. Конституционная обязанность родителей заботиться о детях в Российской Федерации: понятие и содержание // В сборнике: Актуальные проблемы юриспруденции в современной России сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. под ред. Н.В. Иванцовой, Н.М. Швецова. Йошкар-Ола, 2015. С. 562-566.

48. Усачёв, Андрей Алексеевич. Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых / А. А. Усачёв; ил. Т. Кормер. — Москва: ЭКСМО, 2012. — 72 с. - (Другой, другие, о других. Детский проект Людмилы Улицкой).

49. Хаметдинова Г.Ф. Основания ответственности родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних за неисполнение обязанностей по их содержанию и воспитанию // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 1 (27). С. 98-107.

50. Царев А.М. Права и обязанности родителей по содержанию детей // Вестник магистратуры. 2015. № 12-4 (51). С. 69-70.

51. Черничкина Г.Н. Семейное право: Учебное пособие.-М., 2010.

52. Шакирова М.Л. Осуществление родительских прав и исполнение обязанностей: некоторые актуальные вопросы правого регулирования // Правовое государство: теория и практика. 2015. Т. 3. № 41. С. 96-101.

53. Юрина А.В. Субъекты защиты прав ребенка в Российской Федерации // Современное право. 2016. № 6. С. 73 - 77.

 

© 2014-2022 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020