X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Полезное чтение



Как создать конструктивное родительское сообщество

Молодцов О.В., Галанова И.В., Горбунов Д.Б., Поварницин А.Н.

Общественные сообщества - актуальная и больная тема. Они нужны и они создаются. Но создаются зачастую с большим трудом и долго. С развитием ещё сложнее. Мы видим слишком много примеров общественных сообществ, движений, существующих многие годы в вялом, непродуктивном состоянии, подверженных кризисам, нередко критическим, доводящим сообщества в лучшем случае до перехода в спящий режим.

Более десяти лет назад возникла задача разработать технологию самоорганизации общественной активности. И она была решена. Возникла технология ШАГ. Изначально эта аббревиатура обозначала словосочетание «Школа активизации гражданственности». Но время показало, что технология оказалась весьма универсальной. В силу того, что она была нацелена на постоянный поиск решений, актуальных для самых разных объединений людей. Это и их сплочение, заинтересованное включение каждого участника в совместную мыслительную и практическую деятельность. На стратегическом, среднесрочном и тактическом, повседневном уровне. Командообразование за счет разработанных принципов и способов коллективной деятельности стало буквально спаяно с процессами планирования, управления и ежедневной исполнительской работы.

Технология ШАГ в течение десяти лет востребована в самых разных регионах страны, разными организациями и сообществами, общественными, коммерческими и государственными. География применения технологии - от Калининградской области до Владивостока, от Архангельской области до Дагестана. Исток этой работы - институт сторонников ВПП «Единая Россия». Далее она реализовывалась как системные мероприятия с Ассоциацией заслуженных врачей России, Союзом социальных работников и социальных педагогов, правительством Дагестана, социальным блоком правительства Татарстана, ПАО «Россети», блоком развития предпринимательства Ханты-Мансийского автономного округа, Общественным движением «РАД», «Святая Русь», Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы, студенческими объединениями.

Особо стоить отметить опыт применения технологии ШАГ в Московском образовательном комплексе (МОК) им. В.В.Талалихина и для коллектива педагогов Дворца творчества детей и молодёжи на Миуссах (Москва).

Технология ориентирована на конкретные запросы, которые всегда были разными и в то же время имеющими нечто общее. Это требовало постоянной доработки и модернизации технологии ШАГ как на уровне оснований, на методологическом уровне, так и в части практики использования, организационных и технических приемов.

В период своего возникновения технология была направлена на решение задачи самоорганизации инициативных людей, заинтересованных в разработке и реализации определённой темы. Причем людей зачастую практически случайно объединившихся, не связанных между собой ничем, кроме некоторой идеи.

Активный человек в сообществе

Другая типичная ситуация, когда возникала потребность в технологии ШАГ, связана с наличием немалого числа организаций, сообществ, довольно давно существующих, но существующих без заметной динамики развития или хотя бы укрепления. По сути, к этой категории можно отнести любую организацию, ощущающую себя в застойном, кризисном или предкризисном состоянии.

К типичным же запросам стоит отнести обращение к технологии ШАГ, к ее разработчиками и реализаторам, возникающее при необходимости продуктивного объединения разнородных групп, организаций, сообществ, государственных, коммерческих органов, населения.

Родительские сообщества сталкиваются с аналогичными проблемами и нуждаются в эффективных инструментах, обеспечивающих возможность бесконфликтно договориться друг с другом, учениками, учителями о судьбах школы, будущем своих детей и создать все условия для эффективного взаимодействия в образовательном пространстве школы.

Технология ШАГ формировалась постепенно, но интенсивно, так как с самого начала своего использования должна была соответствовать ожиданиям тех, кто на нее рассчитывал при решении своих совершенно конкретных практических задач. В фундамент технологии был положен опыт и теоретические знания ее разработчиков. Каждая стратегическая и проектная сессии, текущее сопровождение групповой работы обогащало технологию за счет анализа процесса формирования групп и их развития. Вместе с тем по различным источникам изучался теоретический и практический опыт успешных, стабильно существующих и усиливающихся групп, сообществ, корпораций. Одновременно возникало сообщество координаторов групповой работы, имеющих опыт творческого использования технологии ШАГ в самых разных обстоятельствах. Сочетание проверенных методических решений, внимательное проектирование работы с каждым новым заказчиком, наработанный профессионализм координаторов - все это в комплексе обеспечивает достижение ставящихся целей.

Особенностью технологии стала структурированность и возможность при желании достаточно быстро ее освоить для того, чтобы начать использовать. В рамках определенного учебного процесса и практики под руководством опытных наставников.

Технология ШАГ включает в себя последовательность взаимосвязанных шагов по стратегированию, формированию, сплочению команды, наработке принципов, правил, практики повседневной совместной работы, организационных решений, появлению продуктивной групповой культуры взаимодействия. Это отражено на представленной схеме.

Метасхема устойчивого сообщества

Применяя технологию ШАГ, родительское сообщество может за короткое время сформировать образ идеальной школы для своих детей, что позволит согласовать общие правила и выстроить добрые, конструктивные, результативные отношения между учениками, учителями, родителями и руководством учебного заведения.

В последующих статьях мы познакомим вас с основными элементами технологии ШАГ.

 

© 2014-2022 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020