X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Энциклопедия независимости



В нашем доме - причины подростковой наркомании

«Можно считать, что нередко наркотизация - результат стечения несчастных обстоятельств, что могло бы не произойти, если бы мы не жили в условиях наркотической эпидемии. О размерах этой эпидемии (вне связи с точной или неточной статистикой) можно судить по тому, что каждый подросток знает (если не лично), кто из знакомых сверстников употребляет наркотически действующие вещества… Это - в нашем доме». 
И. Н. Пятницкая 

Откуда берет начало химическая зависимость? Она возникает как результат сложного и плохо предсказуемого взаимодействия наследственно-биологических, биохимических, социальных и индивидуально- психологических факторов. 

Ловушки на пути взросления
Наивысший риск наркозаражения приходится на подростковый возраст - возраст самопознания и самоутверждения. Факторами риска может выступать все то, что мешает подростку чувствовать себя комфортно, что угнетает его, провоцирует на реализацию заведомо неадаптивных форм поведения. Основными движущими силами наркотизации являются особые мифологические способы освоения мира подростками, неравномерность развития и необходимость стабилизировать свое психическое состояние, зависимость от референтной (значимой) группы. Почву для закрепления потребности в постоянном модулировании своего психического состояния путем наркотизации создают такие особенности подростка, как инфантильные аффективные реакции, примитивный гедонизм в виде обострен- ной потребности в немедленных удовольствиях, а также длительные депрессивные состояния, затяжные конфликты (внутренние или внешние), трудности адаптации к требованиям окружающей жизни, хронические заболевания. Страдающий от внутренней беспомощности, тревоги и страха подросток пытается установить контакт с миром путем употребления алкоголя и наркотиков. Эти испытуемые с большой доли вероятности имеют аддиктивную предрасположенность. 

Цена согласия
Почему ценность жизни и здоровья в подростковом возрасте не сопротивляется предложению попробовать наркотик? 
Ответ до смешного прост. Когда более старший «товарищ» предлагает попробовать наркотик, ценность жизни и здоровья не может ничему сопротивляться, т. к. «товарищ» жив и здоров, более того - весел, общителен и вообще «пример для подражания». Так как объективный (вред здоровью) и субъективный риск (страх быть застуканным, сверстники сочтут за слабого) не совпадают, то риск пробы ПАВ увеличивается. Следовательно, существует опасность того, что сработает механизм сдвига мотива на цель, и подростки относительно быстро станут зависимыми. Впоследствии они говорят примерно следующее: «Еще вчера я думала, что никогда не попробую, сама не поняла, как получилось». 

В группе риска 
Выделяют несколько переменных, достоверно связанных с риском наркотизации подростков. 
На первых местах этого списка стоят: 
- наличие наркоманов среди друзей;
- курение табака;
- участие когда-либо в воровстве, кражах;
- мужской пол; 
- предпочтение злых и агрессивных собак другим породам; 
- ночное недержание мочи в анамнезе и др. 

Почему - взгляд подростка
В нашем исследовании ответы учащихся 14-15 лет на вопрос «Почему некоторые молодые люди употребляют наркотики?» распределились следующим образом: 
- чтобы испытать новые ощущения - 56%; 
- по глупости, не верят во вредность наркотиков - 54%; 
- хотят забыть о личных проблемах - 50,0 %; 
- от нечего делать, для поднятия настроения - 42 %, 
- считают, что это модно - 34 %; 
- из-за несчастной любви - 31 %; 
- из-за проблем с родителями - 30 %; 
- чтобы не выделяться из компании - 28 %; 
- из-за доступности наркотиков и чтобы получить уважение друзей, знакомых - по 22 %; 
- против своей воли, по принуждению и для храбрости, уверенности в себе - по 13 %. 

Почему - взгляд наркозависимых
У наркозависимых не развита рефлексия и не структурирован внутренний опыт. Поэтому им трудно определить причины, по которым они начали употреблять наркотики. Больные называют различные, часто противоречивые, мотивировки начала употребления наркотиков:  «протест», влияние друзей, желание «уйти от реальности» или «проблем» и др., причем многие больные вообще затрудняются назвать какую-либо мотивировку и часто говорят, что сами не знают, почему они начали употреблять наркотики, многие больные подтверждают трудности в вербализации эмоций и внутренних ощущений. 
Очень часто зависимые называют любопытство, как основную мотивацию начала употребления наркотика. Однако не у всех опрошенных впечатление от первого приема наркотика было положительным. Тем не менее, они продолжили наркотизацию - на этом настаивала группа, в которую попадал новичок. 

Отмычка для необщительных
Оценивая свою удовлетворенность жизнью до контакта с наркотиками, многие наркоманы, принявшие участие в исследовании, указали на недостаток в свободе, любви, поддержке и общении. Постоянное употребление наркотиков - это результат положительного подкрепления, который для опрошенных наркоманов заключался в улучшении настроения, самочувствия и облегчении процесса общения. 
Юноши наркозависимого поведения и юноши группы риска менее общительны, испытывают трудности в установлении контактов с другими людьми, более критичны к высказываниям окружающих. В то же время юноши группы нормативного поведения более терпимы к окружающим, способны создавать дружескую атмосферу общения, они открыты и стремятся к установлению новых контактов. 

Под чужим флагом
В подростковом возрасте незрелость жизненных планов и перспектив обусловливает приспособление, «заимствование» чужих перспектив, чужих личностных смыслов. Это приспособление является механизмом построения собственного образа Я, его ролевой структуры в группе сверстников. Если группа наркотизируется, то и новому ее члену не устоять перед групповым давлением, если он хочет быть принятым в ней. По сути, для подростков в ситуации пробы наркотика риск состоит не в самой пробе наркотического вещества; они пробуют что угодно, только не наркотики: свой статус, отношения, производимые впечатления. Наркотик или алкоголь выступает в роли символа, социального ярлыка, который позволяет войти в определенную группу и почувствовать свою причастность к ней, ощутить превосходство над теми, кто не вошел в эту группу. Злоупотребление ПАВ у подростков условно можно отнести к варианту «тайного» поведения, скрываемого от родителей и других взрослых. 

Скованные одной цепью
Идентификация с наркотизирующейся группой выражается в том, что социальные установки подростка приобретают негативистический характер, они становятся склонными к совершению или одобрению асоциальных поступков, общественно значимая деятельность не приобретает для них важности, участия в ней они будут избегать. В наркотизирующихся группах наблюдается определенное «застревание» на этапе интимно-личностного общения, времяпрепровождение бесцельно с точки зрения социально значимых деятельностей. Подросток излишне эмоционально привязан к компании, без участия в таком общении он не знает, чем ему заняться, отсюда и регулярность встреч (каждый вечер), а учитывая характер взаимодействий - место встреч, как правило, одно и не сменяется часто (если нет вынуждающих причин), предмет общения в таких компаниях далек от социально значимых тем (спорт, искусство и т. п.) и не четко определен. Как правило, это «встречи без повода». 
На этапе первых проб подросток мотивируется любопытством, групповым давлением, мотивом группового самоутверждения. 

Засада
Биохимическое действие наркотика сходно с нормальными процессами в мозге, поэтому сигналы об опасности игнорируются сознанием. Переживаемый эмоциональный опыт при употреблении наркотика, оставляет в памяти неизгладимый след, который при определенных внешних обстоятельствах (доступность наркотика, друзья-наркоманы, конфликты с родителями и т. п.) переводит подростка на этап экспериментирования с различными видами ПАВ. Здесь переживание состояния наркотического опьянения, новых возможностей, которые обнаруживаются в этом состоянии, выступают для потребителя ПАВ в качестве желаемого, значимого, служат мотивом поискового аддиктивного (зависимого) поведения. Постепенно аддиктивное поведение переходит в болезнь - происходит формирование зависимости. О сформировавшейся зависимости свидетельствует стремление к состоянию наркотического опьянения. Оно может быть рассмотрено как ценностное образование, т. к. выполняет все функции ценностных образований: выступает источником устойчивых смыслов и изменяет картину реальности, обеспечивает устойчивость поведения и определяет поступки, оно стабильно, не зависит от ситуативных факторов, оно проявляется в социальных отношениях, деятельности, общении, выполняет важнейшую функцию ценностных образований - разрешение конфликтов и противоречий в мотивационной сфере личности. 

Застава
Тем ресурсом, который позволяет освободиться от ситуационного детерминизма, остановиться и принять осознанное решение являются ценности, сопротивляющиеся пробе - ценность времени, самоуважения, уважения родителей и т. п. Подростки не употребляют психоактивные вещества потому, что: 
- наркотик недоступен; 
- они боятся (родителей, милиции, учителей, смерти и зависимости); 
- у них есть убеждения, что этого делать не надо (это их выбор); 
- у них нет друзей, употребляющих наркотики; 
- у них есть позитивный пример - уважаемый ровесник или взрослый, разделяющий ценность здорового образа жизни; 
- они умеют различать свои чувства и свои намерения и умеют справляться с проблемами; 
- сохранен контакт с родителями. 

Светлана Сафонцева, 
К. пс. н., медицинский психолог Московского научно-практического центра наркологии

© 2014-2019 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020