X
На главную
Мы в твиттереНРА ВконтактеМы в ФейсбукеМы в ЖЖФорум
Интерактивная карта

Энциклопедия независимости



Безмолвные завоеватели - история распространения наркотических и психоактивных веществ

В историческом аспекте употребление психоактивных растений и веществ тесно связано с характером питания, хозяйственной деятельностью и ведущей религией. 

Так, традиционное употребление алкоголя преимущественно связано с углеводной пищей, сельскохозяйственной деятельностью и христианством. Исключением являются Древний Египет, частично Древняя Греция, Япония и некоторые другие страны. «Алкогольные» популяции ведут оседлый образ жизни, возделывают культуры с высоким содержанием углеводов, веруют в возрождающихся богов, в жертвоприношениях которым значительное место занимают слабоалкогольные напитки (пиво и вино). 

Употребление мака и конопли встречается преимущественно у кочевых скотоводческих народов с белковым характером питания и сложным пантеоном кровожадных богов. 

Галлюциногены и стимуляторы распространены, в основном, у примитивных народов охотников и собирателей со скудной белково-растительной (малоуглеводной) пищей. Для них характерны шаманские и тотемические визионерские религиозные системы. 

Тесная связь экосистемы, куда мы относим также традиционную пищу, и ведущих психоактивных веществ, по нашему мнению, формируют характер культуры и вектор ее развития. 

Естественно, что миграционные процессы постепенно меняют географию традиционного использования психоактивных растений. В связи с развитием химических технологий, на рынке потребления психоактивных веществ появляются синтетические грубые наркотики, потребление их отрывается от традиции параллельно разрушению традиционных культур, начиная, примерно, с 16 века. 

Психоактивные вещества теряют свою культурную и религиозную роль, внедряются в незащищенные от них биологически и традициями этносы, что приводит к трагическим последствиям, примером чему является алкоголизация коренных народностей Сибири и распространение опиатов и конопли в «алкогольных» странах. 

В современном мире можно отметить поляризацию взаимоотношений государств и психоактивных веществ: с одной стороны, национальное, культурное и религиозное обособление, сопровождающееся резким отрицательным отношением к психоактивным веществам (крайний пример — тоталитарные и теократические государства). С другой стороны, — дальнейшее размывание этносов с разрушением традиции и значительным ростом наркотизации (мультиэтнические так называемые демократические общества). 

В футурологическом аспекте вторая тенденция должна усиливаться, что может явиться предпосылкой к формированию в течение ряда поколений новых традиций, культур и цивилизаций (не обязательно наркотических). Возможно, что подобные глобальные процессы, с учетом политических и экономических изменений, могут явиться фактором естественного отбора и человеческого видообразования. Симптомы этого уже просматриваются: резкий рост мощности транснациональной наркомафии, количественное увеличение наркотической субпопуляции, частичная легализация наркотиков, например, в Голландии, введение в некоторых странах наркотического пайка (метадоновая программа).

Е. А. Брюн 
Директор Московского научно-практического центра наркологии

© 2014-2019 Национальная Родительская Ассоциация Яндекс.Метрика
0.020